Комедия Ф. Вебера
В Советском Союзе, а потом и в России, французские комедии пользовались особой любовью зрителей. Именно французские, а не изысканные английские, не простоватые американские и даже не итальянские, хотя с последним можно и поспорить. Каждый из нас может вспомнить и сюжеты и прекрасных актеров и даже насвистеть любимые мелодии. Дело в том, что при всей непохожести нашей и их действительности, в основе комедийной драматургии двух стран всегда стоял маленький Гоголевский человек-наивный, простоватый и ужасно обаятельный.
Он мог быть инспектором полиции или журналистом — кем угодно, неизменным оставался комизм ситуаций, в которые он попадал благодаря своей необычности, и некий философский подтекст, благодаря которому сюжет надолго оставался в памяти, а трогательные лица персонажей запоминались. «Ужин дураков» — именно такая пьеса. При всей видимой легкости и комичности она напоминает басню Лафонтена. В финале зритель задумывается над извечными вопросами бытия: как жить, что главное в жизни, что есть добро, куда мы движемся? И, обязательно, лирическая любовная линия, иначе какая же это ? И французский юмор, иначе какая же это комедия? И музыка, и танцы, и даже клоунада, иначе какой же это «Буфф»?